Государственный флаг Израиля

Испокон веков у народов были свои знамена с изображениями различных символов. Свой флаг как символ независимости и национальной самобытности стал обязательным атрибутом каждого государства.

Во время исхода евреев из египетского плена каждое из колен Израилевых имело свой особый флаг. Когда еврейский народ оказался в изгнании, у него не могло быть своего национального флага. В позднем средневековье известны случаи, когда еврейской общине или лично еврею даровалось право иметь свой флаг. Так, в 1354 году император Карл IV позволил еврейской общине Праги поднимать красный флаг с изображением шестиконечной звезды, которую позже назвали Маген Давид (щит Давида). В 1592 году в том же городе Мордехаю Майзелю было дозволено поднять над своей синагогой "знамя царя Давида, такое же, как над главной синагогой". В 1648 году евреям Праги за их заслуги в обороне города от шведов было даровано право иметь флаг, на красном фоне которого был изображен желтый Маген Давид со шведской звездой внутри. В 1460 году евреи Офена (ныне район Будапешта) приветствовали венгерского короля Матиаса Корвина красным флагом с двумя Маген Давидами. Маген Давид имеет форму шестиконечной звезды, образованной наложением друг на друга двух треугольников с противоположно направленными вершинами. С течением времени он стал главным еврейским символом. Некоторые полагают, что она отражает порядок, в котором колена Израилевы разбивали свои станы вокруг Скинии Завета после исхода из Египта, когда шли по пустыне.

Маген Давид указывает на четыре стороны света (север, юг, восток и запад), на небеса над головой и на землю под ногами. Шесть направлений, и над всеми господствует Бог. В глазах народа Израиля Маген Давид олицетворяет надежду на будущее, звезду, которая озарит небеса.

В пражской синагоге Альтнойшул много лет хранилось старинное еврейское знамя. В годы Второй мировой войны нацисты поместили его в созданный ими в Праге "Музей исчезнувшей расы". Оттуда его потом перевезли в Иерусалим, где оно с 1990 года выставлено в Музее Израиля. На нем несколько надписей в стихах, среди них: "Суди меня, Бог, и помоги мне бороться с неправедным народом и с лживым, злым человеком, и спаси меня"; "Бог Воинств с нами, наша твердыня, Бог Яакова"; "Излей гнев Твой на народы, не признающие Тебя, и на царства, не славящие имя Твое".

Другие еврейские символы - менора (ритуальный подсвечник), мезуза (коробочка, прикрепленная на дверных косяках еврейского дома, в которой находится отрывок из Торы), шофар (бараний рог для различных сигналов) и талит (накидка, в которую облачаются молящиеся евреи). Талит нередко служил и национальным флагом еврейского народа.

Основатель сионистского движения Теодор Герцль поручил своему помощнику Давиду Вольфсону подготовить еврейский национальный флаг. В письме барону Гиршу Герцль писал: "Если меня спросят насмешливо, что это за флаг, я отвечу, что флаг - не тряпица на древке, а символ нации, и под флагом можно повести людей куда угодно, даже в Землю Обетованную".

Давид Вольфсон никак не мог выбрать форму флага, который нужно было подготовить к открытию конгресса. Он вспоминает: "По распоряжению нашего руководителя Герцля я приехал в Базель подготовить все необходимое для открытия Первого конгресса. Среди вопросов, которые мне предстояло решить, был один не слишком трудный, но и отнюдь не легкий, так как он затрагивал серьезную еврейскую проблему. Каким флагом украсить зал заседаний? Каких он должен быть цветов? Вопрос меня сильно озадачил. Но вдруг меня осенило: какой у нас флаг! Бело-голубой талит, в который мы облачаемся во время молитвы, станет нашим флагом. Мы вынем талит из футляра, в котором храним его, и покажем Израилю и миру. И я заказал бело-голубое знамя с Маген Давидом на нем. Так родился наш национальный флаг".

На Восьмом сионистском конгрессе в Праге в 1953 году было принято постановление: "Бело-голубое знамя - флаг Сионистского движения и еврейского народа в соответствии с нашей традицией".

После провозглашения Государства Израиль в 1948 году первый его премьер-министр Давид Бен Гурион так определил смысл национального флага: "Государственный флаг - символ исторического единства и преемственности народа, он придает самобытность нашему обновленному национальному самосознанию. Флаг выше сферы сменяющихся правительств и непримиримо противоборствующих сил внутри страны. Флаг олицетворяет объединение, сплочение и историческую преемственность государства и нации. Израильский флаг - символ стремления еврейского народа, лишенного государства, к свободе, независимости и равенству на своей земле... С этого дня государственный флаг будет отражать не только наши чаяния и стремления, но и наше присутствие на исторической родине и ее развитие. Национальный флаг станет символом единства Израиля, его самобытности, его самостоятельности и преемственности во всех поколениях нашего народа, начиная от праотцов наших и до скончания времен".

Реувен Кашани
Журнал "Ариэль", Февраль 1999
Перевел Вульф Плоткин

 

На главную страницу сервера Оглавление номера Следующая страница Предыдущая страница Предыдущая страница Следующая страница Оглавление номера На главную страницу сервера