Еврейский календарь

Как устроен еврейский календарь?

Еврейский календарь считается одним из самых сложных среди всех существующих календарей. Наряду с общепринятым календарем, (январь-декабрь), евреи пользуются своим собственным. Месяцы в нем лунные, то есть они соответствуют фазам луны. Евреи пользуются библейским способом отсчета времени. Новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь. Число месяцев в году может быть 12 или 13, некоторые месяцы могут иметь 29 или 30 дней, начало года приходится на определенные дни недели. Еврейский календарь вообще непериодический, потому что он основан на специальных вычислениях.

Месяцы еврейского календаря.

Луна делает полный оборот вокруг Земли примерно за 29,5 дней. За это время та часть луны, которую мы видим на небосклоне, сначала увеличивается, а потом уменьшается до полного исчезновения. Ее новое появление называется новомесячьем (у евреев Рош-Ходеш). По еврейскому календарю, это и считается началом нового месяца. Еврейские месяцы продолжаются 29 или 30 дней. В году 12 месяцев, но в високосный год прибавляется еще один месяц. Таким образом, добавление тринадцатого месяца в году происходит периодически в 7 годах из 19-летнего цикла.
Еще с Синая был установлен 19-летний цикл. В те времена, когда существовал Высший раввинский суд, он, в соответствие с этой пропорцией, конкретно решал про каждый год, будет ли он високосным. Когда последний Высший раввинский суд устанавливал постоянный календарь, он решил, что високосными будут постоянно 3, 6, 8, 11, 14, 17 и 19 годы цикла, и по такому календарю евреи живут и сейчас.

Еврейские месяцы не совпадают с месяцами общепринятого календаря (январь-декабрь), но это смещение не очень велико. Например, еврейский Новый Год празднуется в первые два дня месяца Тишрей. Тишрей всегда приходится на осень, но еврейский Новый Год (Рош-а-Шана) может прийтись на любую дату между началом сентября и началом октября по общепринятому календарю.

Итак, двенадцать месяцев года делятся на четыре сезона:

весна: Нисан, Ияр, Сиван;
лето: Тамуз, Ав, Элул;
осень: Тишрей, Хешван, Кислев;
зима: Тевет, Шват, Адар.

Если соотнести месяцы еврейского календаря с месяцами общепринятого, то получится следующее:

1. Тишрей - Сентябрь/октябрь
2. Хешван - Октябрь/ноябрь
3. Кислев - Ноябрь/декабрь
4. Тевет - Декабрь/январь
5. Шват - Январь/февраль
6. Адар - Февраль/март
7. Нисан - Март/апрель
8. Ияр - Апрель/май
9. Сиван - Май/июнь
10. Тамуз - Июнь/июль
11. Ав - Июль/август
12. Элул - Август/сентябрь

Как было сказано несколько выше, в високосный год добавляется еще один месяц, называемый адар и длится он 30 дней.

Рош-Ходеш (первый день месяца) в давние времена.

Уже в древние времена астрономы умели рассчитывать, где и когда появится новая луна. Тем не менее, закон Торы требовал, чтобы люди, увидевшие новую луну, пришли в Бет Дин а-Гадоль - Высший раввинский суд, и объявили, что появилась новая луна. После того, как раввины, опросив свидетелей, удостоверялись, что новая луна появилась, они вставали и провозглашали: Он (новый месяц) освящен, он освящен! Затем они рассылали посланцев во все еврейские общины, чтобы сообщить народу, что следует начать отсчет нового месяца.

Раввины также должны были следить за тем, чтобы праздники приходились на соответствующее время года. Лунный год, по которому построен еврейский календарь, на десять дней короче солнечного, по которому происходит смена времен года. С каждым лунным годом каждый праздник смещался бы все дальше и дальше относительно того времени года, в которое должен отмечаться, и через десять лет Песах, который является весенним праздником, пришелся бы на середину зимы. Чтобы избежать этого, раввины время от времени добавляли месяц. Это позволяло скоординировать лунный и солнечный календари. Годы, состоящие из тринадцати месяцев, называются високосными. На каждые девятнадцать лет приходится семь високосных.

После разрушения Второго Храма стало трудно опираться на систему опроса свидетелей, и тогда был составлен постоянный календарь. Он был рассчитан на повторяющийся 19-летний цикл. Таким образом, отпала необходимость в опросе свидетелей.

В таком виде, основанном на показаниях свидетелей, календарь просуществовал с Дарования Торы на Синае в 2448 году от Сотворения (1313г. до н.э.) все время Моше, Иехошуа, Судей, Первого и Второго Храмов и до окончания деятельности последнего Сангедрина (Высший раввинский суд), т.е. около 1700 лет.

В древнем Израиле Рош-Ходеш был днем отдыха, почти таким же, как Шаббат. В средние века в разных общинах установились разные обычаи относительно того, какие виды работ можно делать, но в большинстве мест это был день отдыха для женщин. В наши дни все евреи работают в Рош-Ходеш, но в некоторых общинах женщины по-прежнему воздерживаются от выполнения определенных видов работы.

Еврейский день.

Новый день начинается с заходом солнца, а не в полночь. Например, когда солнце садится в четверг, для евреев начинается пятница, а когда оно заходит в пятницу, начинается суббота. Этим объясняется то, что еврейский Шаббат, приходящийся на субботу, фактически начинается вечером в пятницу. По той же причине все еврейские праздники начинаются с заходом солнца.

Давид Гуревич
г.Санкт-Петербург


 

На главную страницу сервера Оглавление номера Следующая страница Предыдущая страница Предыдущая страница Следующая страница Оглавление номера На главную страницу сервера