Борис Леонидович Пастернак
(1890 – 1960 г.г.)

Талантливейший поэт и прозаик, родился в известной в Москве еврейской семье. Отец поэта, Леонид Пастернак, был академиком живописи, преподавателем Училища живописи, ваяния и зодчества, специализировался на портретной живописи, писал портреты многих известных людей того времени, придерживался авангардно-импрессионистического направления в живописи. Мать поэта, урожденная Роза Кауфман, известная пианистка, отказалась от карьеры музыканта, чтобы воспитывать детей: Бориса, его брата и двух сестер.

Б.Л.Пастернак унаследовал от отца и матери их таланты. Несмотря на довольно скромный достаток, семья Пастернаков вращалась в высших художественных кругах дореволюционной России, в их доме бывали Рахманинов, Скрябин, Райнер Мария Рильке и Толстой.

Вскоре Пастернак поступает в Московскую консерваторию, и на его решение во многом повлиял Скрябин, бывший в свое время его учителем по музыке. В консерватории он изучает теорию композиции, однако, несмотря на огромный талант юноши, ему все же не хватает абсолютного слуха для более успешных занятий. Наконец, в 1910 году Пастернак отказывается от намерения стать музыкантом, и на этом этапе своей жизни он увлекается философией и религией. Его внимание поглощено Новым заветом в интерпретации Толстого и своей набожной няни. Проучившись некоторое время на историко-философском факультете Московского университета, Пастернак едет в Марбургский университет, где занятия ему преподает Герман Когне, глава марбургской неокантианской школы.

Но и это увлечение не оказалось долгим. Встретив Иду Высоцкую, свою давнюю возлюбленную, Пастернак вспоминает о Родине и возвращается в Москву в 1913 году.

По возвращении в Москву Пастернак устанавливает связи с видными представителями символизма и футуризма, знакомится с Владимиром Маяковским, одним из ведущих поэтов-футуристов, ставшим другом и литературным соперником Пастернака. Поэзия настолько захватывает его, что он уже не сомневается в своем истинном предназначении, хотя и религия, и философия остаются для него важными.

Наконец, летом 1913 года Пастернак закончил первую книгу стихов, «Близнец в тучах» (1914), а через три года – вторую, «Поверх барьеров». Уже на первых порах литературного поприща поэта отличают удивительная выразительность и импрессионистичность, лиризм и образность, детское удивление перед красотой природы.

Идиллическая атмосфера его жизни в России накануне первой мировой войны передана в «Повести» (1929), где с очевидностью обнаруживается родство прозы и стихотворной лирики Пастернака.

Чтобы принять посильное участие в войне, Пастернак устраивается конторщиком на уральский военный завод, что впоследствии описал в романе «Доктор Живаго».

В 1917 г. Пастернак возвращается в Москву; атмосфера революционных перемен нашла свое отражение в книге стихотворений «Сестра моя жизнь», опубликованной пятью годами позже, а также в «Темах и вариациях» (1923), выдвинувших его в первый ряд поэтов России. Поэтесса Марина Цветаева, страстная почитательница таланта Пастернака, назвала его поэзию «световым ливнем», «сквозняком», «разгадкой», а сам поэт в поэме «Спекторский» писал: «Поэзия, не поступайся ширью. Храни живую точность: точность тайн».

Подробности жизни Пастернака, к сожалению, весьма отрывочны и известны в основном из переписки с друзьями на Западе и двух книг: «Люди и положения. Автобиографический очерк» (1956...1957) и «Охранная грамота» (1931). Подобно многим поэтам и писателям его поколения, в первые дни революции Пастернак некоторое время работал в библиотеке Народного комиссариата просвещения.

Хотя в 1921 году его родители с дочерьми эмигрировали в Германию, а затем переехали в Англию, Пастернак и его брат Александр остались в Москве. Вскоре после эмиграции родителей Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. У них рождается сын, но счастья в браке все равно нет, и в 1931 году они разводятся. Пастернак снова женится, его избранница - Зинаида Николаевна Нейгуз, которая родила ему еще одного сына. Большую часть своей жизни Пастернак провел в Переделкине, дачном поселке писателей под Москвой.

В 20-е гг. П. пишет две историко-революционные поэмы «Девятьсот пятый год» (1925...1926) и «Лейтенант Шмидт» (1926...1927), одобрительно встреченные критикой, и в 1934 г. на Первом съезде писателей о нем говорят как о ведущем советском современном поэте. Однако похвалы в его адрес вскоре сменяются резкой критикой из-за нежелания поэта ограничиваться в своем творчестве пролетарской тематикой. В результате с 1936 по 1943 г. поэту не удалось издать ни одной книги, но благодаря осмотрительному поведению он спасся от ссылки и смерти, которых не избежали многие его современники.

Получивший воспитание в европейски образованной среде, Пастернак говорил на нескольких языках и в 30-е гг., лишившись заработка, переводил на русский язык классиков английской, немецкой и французской поэзии. Его переводы трагедий Шекспира считаются лучшими на русском языке. Переводил Пастернак и горячо любимых им грузинских поэтов, вовсе не желая при этом угодить Сталину – грузину по национальности. В начале Великой Отечественной войны, когда немецкие войска приближались к Москве, Пастернак был эвакуирован в г. Чистополь, на реке Каме. В это время поэт пишет патриотические стихи и просит советское правительство отправить его на фронт в качестве военного корреспондента, на что в конце концов получает разрешение. В 1943 г. вышла первая за последние 8 лет книга Пастернака «На ранних поездках», поэтический сборник, состоящий всего из 26 стихотворений, который был быстро раскуплен, а в 1945 г. – вторая, «Земной простор», в 1946 г. были переизданы ранние стихи поэта.

В 40-е гг., продолжая поэтическую деятельность и занимаясь переводами, Пастернак обдумывает план романа, «книгу жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидать и передумать», и после войны, уединившись в Переделкине, начинает работу над «Доктором Живаго», историей жизни Юрия Андреевича Живаго, врача и поэта, детство которого приходится на начало века и который становится свидетелем и участником первой мировой войны, революции, гражданской войны, первых лет сталинской эпохи.

Живаго - человек думающий, наделенный художественным темпераментом и философским взглядом на мир, не имел ничего общего с ортодоксальным героем советской литературы. В романе дается широкая панорама дореволюционной и революционной России. Знаменательно, что фамилия героя происходит от слова «живой», «жизнь».

Впервые книга была издана в Милане в 1957 г. на итальянском языке, а к концу 1958 г. переведена на 18 языков, в т. ч. и английский. В дальнейшем «Доктор Живаго» был экранизирован английским режиссером Дэвидом Лином.

В 1958 г. Шведская академия присудила Пастернаку Нобелевскую премию по литературе «за значительные достижения в современной лирической поэзии, а также за продолжение традиций великого русского эпического романа», после чего центральные советские газеты «Правда» и «Литературная газета» обрушились на поэта, называя его «изменником», «злобным обывателем», «клеветником», «Иудой», «вражеским наймитом» и т.д. Пастернака исключили из Союза писателей и вынудили отказаться от премии. Вслед за первой телеграммой в адрес Шведской академии, где говорилось, что Пастернак «чрезвычайно благодарен, тронут, горд, изумлен и смущен», через 4 дня последовала вторая: «В силу того значения, которое получила присужденная мне награда в обществе, к которому я принадлежу, я должен от нее отказаться. Не примите за оскорбление мой добровольный отказ». «Разумеется, этот отказ никоим образом не принижает значимости награды, – сказал на церемонии награждения член Шведской академии Андерс Эстерлинг, – нам остается только выразить сожаление, что награждение лауреата Нобелевской премии не состоится».

В письме к советскому лидеру Н.С. Хрущеву, составленном юрисконсультом Союза писателей и подписанном Пастернаком, выражалась надежда, что поэту будет разрешено остаться в СССР. «Покинуть Родину для меня равносильно смерти... – писал он. – Я связан с Россией рождением, жизнью и работой». Глубоко потрясенный продолжающимися нападками на него лично и на его книги – реакцией, которой он не ожидал, когда начинал работу над «Доктором Живаго», последние годы жизни писатель безвыездно жил в Переделкине, писал, принимал посетителей, беседовал с друзьями, ухаживал за садом. Умер он в 1960 г. от рака легких.

Почитать стихи Бориса Пастернака вы можете здесь.

Таня Фридман
г.Москва


 

На главную страницу сервера Оглавление номера Следующая страница Предыдущая страница Предыдущая страница Следующая страница Оглавление номера На главную страницу сервера